Как остановить травлю ребенка

        Буллинг (от английского bullying) — запугивание, издевательство, травля. Цель буллинга — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя.

       Травля ребёнка в школе (школьный буллинг) влияет на все аспекты жизни несовершеннолетнего. Ребенок перестает спать, не может нормально учиться, ему плохо не только эмоционально, ухудшается и физическое самочувствие. Результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, а иногда и стойкая депрессия, вплоть до появления мыслей о суициде. Негативные последствия травли распространяются также и на детей, которые не являются, на первый взгляд, непосредственно вовлеченными в буллинг. Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы буллинга способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.

Кто чаще всего становится жертвами буллинга?

          Детям, которые стали жертвами травли со стороны одноклассников, чаще всего не хватает уверенности в себе и социальной компетентности. Они страдают от приступов тревожности, что провоцирует их пассивное поведение, им трудно регулировать собственные эмоции. При этом у них нередко хорошо развита способность к эмпатии (т.е. возможность «улавливать» и принимать на себя чувства других людей), но недостаточно развиты навыки рефлексии (психологическая возможность посмотреть «внутрь» себя, понимание своих собственных чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.

Признаки буллинга.

         Понять, что в отношении ребёнка совершается травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей необычное, часто угнетённое поведение ребёнка.

Какая бывает травля?

         Когда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная) – имеет место четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но у них отсутствует сочувствие и сострадание по отношению к другим.

         И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию.

 

Буллинг и группа сверстников.

         Специалисты выделяют шесть основных ролей в сценарии развития ситуации травли ребёнка в школе, которые важно учитывать при разработке стратегии противостояния буллингу:

  1. Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
  2. Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
  3. Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
  4. Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
  5. Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
  6. Жертва: подвергается травле.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

         Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего, попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее, дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

         Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.

 

Что делать родителям

Как разговаривать с ребенком о проблеме:

• Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.

• Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.

• Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.

• Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.

• Не обвинять ребенка.

• Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.

• Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.

• Дать советы, как отвечать обидчикам.

 

Какие меры предпринять родителям

 

• Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.

• Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.

• Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.

• Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.

•Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.

• Поддерживайте связь со школой, учителем.

• Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.

• Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.

• Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

 

Чего нельзя делать родителям

 

• Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).

• Ждать, что ситуация разрешится сама.

• Не замечать проблему.

• Путать травлю, конфликт и непопулярность.

• Считать травлю исключительно проблемой жертвы.

• Давить на жалость к жертве.

• Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.

• Самим разбираться с обидчиками.

Какие советы нельзя давать ребенку

 

• «Не обращай внимания».

• «Дай сдачи».

• «Разбирайся сам со своими проблемами».

• «Учись налаживать отношения».

• «Не бойся».

 

Как реагировать ребенку

 

• Сохранять спокойствие.

• Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.

• Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.

• Сообщить о нападках родителям и учителю.

• Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

 

Если вы случилось так, что Вы — родитель агрессора

 

• Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие во внешкольной обстановке – например, дома, когда над ним тоже кто-то издевается.

• Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.

• Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.

• Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

• Если Ваш ребёнок агрессор и ему исполнилось 14 лет, необходимо напомнить об уголовной ответственности за нанесение вреда физическому и психическому здоровью (благополучию) другого человека.

 

Подготовил педагог-психолог

                                                                                                                   ГАУСО СО«ЦСПСиД «Росинка»

города  Первоуральска»

Столбов А.Н.