Буллинг (от английского bullying) — запугивание, издевательство, травля. Цель буллинга — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя.
Травля ребёнка в школе (школьный буллинг) влияет на все аспекты жизни несовершеннолетнего. Ребенок перестает спать, не может нормально учиться, ему плохо не только эмоционально, ухудшается и физическое самочувствие. Результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, а иногда и стойкая депрессия, вплоть до появления мыслей о суициде. Негативные последствия травли распространяются также и на детей, которые не являются, на первый взгляд, непосредственно вовлеченными в буллинг. Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы буллинга способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.
Кто чаще всего становится жертвами буллинга?
Детям, которые стали жертвами травли со стороны одноклассников, чаще всего не хватает уверенности в себе и социальной компетентности. Они страдают от приступов тревожности, что провоцирует их пассивное поведение, им трудно регулировать собственные эмоции. При этом у них нередко хорошо развита способность к эмпатии (т.е. возможность «улавливать» и принимать на себя чувства других людей), но недостаточно развиты навыки рефлексии (психологическая возможность посмотреть «внутрь» себя, понимание своих собственных чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.
Признаки буллинга.
Понять, что в отношении ребёнка совершается травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей необычное, часто угнетённое поведение ребёнка.
Какая бывает травля?
Когда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная) – имеет место четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но у них отсутствует сочувствие и сострадание по отношению к другим.
И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию.
Буллинг и группа сверстников.
Специалисты выделяют шесть основных ролей в сценарии развития ситуации травли ребёнка в школе, которые важно учитывать при разработке стратегии противостояния буллингу:
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего, попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее, дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.
Что делать родителям
Как разговаривать с ребенком о проблеме:
• Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
• Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
• Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
• Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
• Не обвинять ребенка.
• Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
• Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
• Дать советы, как отвечать обидчикам.
Какие меры предпринять родителям
• Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
• Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
• Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
• Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
•Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
• Поддерживайте связь со школой, учителем.
• Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
• Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
• Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.
Чего нельзя делать родителям
• Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
• Ждать, что ситуация разрешится сама.
• Не замечать проблему.
• Путать травлю, конфликт и непопулярность.
• Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
• Давить на жалость к жертве.
• Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
• Самим разбираться с обидчиками.
Какие советы нельзя давать ребенку
• «Не обращай внимания».
• «Дай сдачи».
• «Разбирайся сам со своими проблемами».
• «Учись налаживать отношения».
• «Не бойся».
Как реагировать ребенку
• Сохранять спокойствие.
• Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
• Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
• Сообщить о нападках родителям и учителю.
• Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».
Если вы случилось так, что Вы — родитель агрессора
• Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие во внешкольной обстановке – например, дома, когда над ним тоже кто-то издевается.
• Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
• Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
• Помогите понять, что его поведение не есть он сам.
• Если Ваш ребёнок агрессор и ему исполнилось 14 лет, необходимо напомнить об уголовной ответственности за нанесение вреда физическому и психическому здоровью (благополучию) другого человека.
Подготовил педагог-психолог
ГАУСО СО«ЦСПСиД «Росинка»
города Первоуральска»
Столбов А.Н.