Воспитание ребенка – тяжелый и ответственный труд. От того, что будет заложено в ребенка в детстве, зависит его будущее. Многие родители сильно переживают за своих детей и стараются максимально оградить от любых возможных неприятностей. Это явление называется гиперопекой, и ничего хорошего в себе не несет, так как мешает ребенку развиваться самостоятельно. Давайте подробнее рассмотрим, что такое гиперопека и чем она опасна.
Гиперопека – это чрезмерное желание родителей оберегать своих детей от любых возможных опасностей (чаще всего мнимых), стремление привязать к себе ребенка эмоционально и физически, заставить его поступать не так, как он хочет сам, а так, как правильно и безопасно, по мнению родителя. Гиперопека чревата развитием у ребенка «выученной беспомощности» – это состояние, при котором даже небольшие препятствия и трудности кажутся ему непреодолимыми.
Наиболее простой способ понять, что такое гиперопека — изучить основные признаки гиперопеки. К их числу относится:
Проявление чрезмерного внимания родителей по отношению к ребенку;
Стремление оградить ребенка от любой возможной и невозможной опасности;
Желание иметь тотальный контроль над ребенком, держать его в «ежовых рукавицах»;
Стремление навязать ребенку свою картину мира, заставить его поступать так, как считает правильным родитель, не давая ему решать самостоятельно;
Зависимость ребенка от настроения родителей, привязка к их эмоциям и чувствам;
Отсутствие возможности решать проблемы и трудности самостоятельно без вмешательства родителей;
Навязчивое желание помочь ребенку с какой-либо задачей, лишение его возможности выполнить эту задачу самому.
Существует определенный набор личностных качеств и эмоциональных состояний, который способствует проявлению у родителей гиперопеки. Этот набор включает следующие качества:
Повышенная тревожность, мнительность. Постоянное ожидание беды, предчувствие опасности, даже когда для этого нет причин, страх, что ребенок может получить травму, становятся основой для проявления гиперопеки;
Перфекционизм – желание стать идеальным родителем, а своего ребенка сделать самым умным и послушным путем жесткого контроля его деятельности, ограничений в свободе выбора и самостоятельном принятии решений;
Желание самореализоваться. Иногда у человека не складывается личная жизнь или профессиональная деятельность, и он стремится проявить себя в той сфере, где это возможно – в воспитании ребенка, вкладывая все свои силу и эмоции только туда;
Чувство вины перед ребенком. Если ребенок вызывает не положенные радость и умиление, а раздражает, не оправдывает ожидания, разочаровывает, это провоцирует эмоциональный конфликт у родителя, где подобные чувства считаются неприемлемыми и создают чувство вины. Попытки загладить свою «вину» перед ребенком выливаются в проявление гиперопеки;
Нежелание осознавать, что ребенок взрослеет. Многие родители не успевают адаптироваться к тому, что дети быстро взрослеют и меняются. Они не успевают привыкнуть, что перед ними уже не трехлетний малыш, за которым нужно ухаживать, а ребенок, способный самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности;
Недостаток любви, одиночество. Зачастую родители ищут в своих детях отдушину, особенно это происходит тогда, когда в жизни появляются трудности в отношениях с людьми, отсутствует дружба, любовь. Таким образом, формируется нездоровая привязанность к ребенку, которая призвана заполнить душевную пустоту.
Гиперопека с большой долей вероятности приведет к неблагоприятным последствиям. Дети, подвергавшиеся гиперпротекции, испытывают трудности с социализацией и интеграцией в общество. Для них эти естественные процессы оказываются болезненными и вызывают стресс, потому что весь круг общения составляют родители.
Чрезмерная опека мешает развитию у ребенка базовых навыков таких, как самообслуживание и самоконтроль. В итоге он не способен сам удовлетворять свои интересы и потребности, привыкнув, что обычно это делают за него родители. Отсутствуют навыки контролирования своих поступков и действий, потому что чаще всего именно родители определяли, что ребенку стоит сказать, как реагировать и вести себя.
Под влиянием гиперопекающего родителя ребенок становится капризным, истеричным, тревожным, инфантильным. Отличительной чертой характера такого ребенка является эгоцентризм и уверенность, что все вращается вокруг него и люди вокруг чем-то ему обязаны. Нередко дети, выросшие в атмосфере гиперопеки, испытывают болезненную зависимость от чужого мнения. Для того, чтобы оправдать чьи-то ожидания или создать хорошее мнение о себе, ребенок начинает хитрить и лгать.
Гиперопека имеет разные последствия. В одном случае подавляется характер ребенка, он перестает брать ответственность за свою жизнь и поступки потому, что просто не умеет этого. Ему характерны безволие, безропотное послушание, отсутствие инициативы. В другом случае он идет в открытую конфронтацию, протестуя против сложившейся модели поведения родителей, выражая полное непослушание и ощущая безнаказанность своих действий. В обоих случаях гиперопека приводит к проблемам: у ребенка выявляются отклонения в умственном и психологическом развитии. Так же гиперопека – это одна из причин заниженной самооценки, вызывающей множество других проблем.
Если гиперопека не является сильно выраженной, скорректировать модель воспитания можно самостоятельно, а в более серьезных случаях может потребоваться помощь психолога. Если вы обнаружили за собой тенденцию гиперопекать ребенка, вот несколько правил, следование которым поможет изменить ситуацию:
Сперва оцените ситуацию и посмотрите на нее со стороны, проанализируйте, постарайтесь самостоятельно выявить моменты, которые необходимо исправить в вашем подходе к воспитанию ребенку. В этом вам может поспособствовать специализированная литература для родителей или консультация специалиста.
После этого попытайтесь сформировать адекватные подходы в воспитании и стараться не выходить за их границы. Научитесь понимать, когда ребенку действительно необходима ваша помощь и участие, а когда он способен справиться самостоятельно.
Перестаньте решать за ребенка: дайте ему возможность самому делать выбор, чтобы он учился принимать самостоятельные решения, основанные на его личных предпочтениях.
Не обесценивайте желания ребенка, научитесь их уважать. Прислушивайтесь к нему, не заставляйте делать что-либо против воли. Поймите, что, если у ребенка нет желания что-либо выполнять, это может быть не капризом, а обоснованным решением.
Не бойтесь, что ребенок может ошибаться и попадать в трудные ситуации. Если это не несет никакой опасности для ребенка, позвольте ему самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, подбодрите его и научите не отчаиваться. Преодолевая трудности, ребенок будет нарабатывать жизненный опыт.
Не ограничивайте свободу ребенка в тех сферах, где он способен справиться сам. Например, пусть ребенок сам решает, с кем ему дружить, какой наряд выбрать и что съесть на завтрак. Если вы волнуетесь, что он сделал неправильный выбор, не делайте наставительных указаний – мягко и уважительно выскажите свое мнение.
Научите ребенка преодолевать препятствия. Если он испытывает трудности с выполнением какой-то задачи, не спешите сделать все за него, подскажите пути решения и укажите на моменты, которые он упустил из виду, предложите варианты.
Контролировать детей нужно, но важно раз и навсегда определить верный подход. Это должно быть мягкое и ненавязчивое участие, а не тоталитарный контроль с постоянным ограничениями. Станьте своему ребенку другом и наставником, а не строгим руководителем.
Гиперопека – это сложное явление, являющее собой проекцию чувств, эмоций и несбывшихся ожиданий родителей, которые они переносят на своих детей. Хорошими родителями не становятся сразу – этому нужно учиться так же, как и всему остальному. Очень важно сразу определить, что в вашем подходе к воспитанию ребенка есть проблемы и стремиться их устранить. При этом, обращаться за помощью к специалистам совсем не стыдно, наоборот – это поможет найти выход из ситуации быстро и безболезненно.
Для ребенка очень важно самостоятельно постичь базовые жизненные вопросы и научиться преодолевать трудности, чтобы уметь противостоять им в будущем. Крайне важно, чтобы рядом при этом был добрый друг в виде родителя, всегда готовый прийти на помощь, но не лишающий радости первых самостоятельных открытий и побед.
Подготовил психолог
отделения экстренной
помощи по телефону
ГАУСО СО «ЦСПСиД
«Росинка»
города Первоуральска»