«Психологическая готовность к школе»

Поступление в школу – серьезное событие в жизни дошкольника. Событие, которое отделяет беззаботное дошкольное детство от нового жизненного периода со своими правилами и обязанностями. Переход на школьную ступень будет успешным, если сформировалась психологическая готовность ребенка к школе. Школьная среда принципиально меняет жизнь детей, начиная от нового вида деятельности и завершая новыми условиями общения с окружающими. Маленький человечек должен быть готов освоиться в этой среде и полноценно включиться в учебный процесс.

Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, пазлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

  1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
  2. Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
  3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать на полпути.
  4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам о школьной жизни.
  5. Предоставьте ему больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
  6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка -  это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

 

 

Подготовил психолог

отделения экстренной

помощи по телефону

ГАУСО СО «ЦСПСиД

«Росинка»

города Первоуральска»

Порина Н.В.