Ребенок грубит: как не сорваться в ответ и спокойно реагировать?»

Типичная картина: уроки не сделаны, комната не убрана, и телефон не выпускается из рук, в ответ на замечания вы слышите: «Отстань! Сам разберусь!». Вы просите объяснить, почему ребенок раздраженный и хмурый, и слышите: «Не твое дело!». Вы говорите дочери, что вам сложно до нее достучаться, на что она отвечает: «Я не просила меня рожать!» Продолжать можно бесконечно. Агрессивные фразы, брошенные нашими детьми, ранят очень больно, вызывая обиду и злость.  От бессилия опускаются руки.

Наверняка в жизни каждого родителя бывали случаи, когда он повышал голос на своего ребенка и был в бешенстве! Все знают, как важно быть внимательным к потребностям и чувствам ребенка, принимать и понимать его, но это легко сделать, когда есть ресурс, и чадо хорошо себя ведет, следует правилам и слышит нас. Но что делать в ситуации конфликта, напряжения и стресса? Как быть понимающим и поддерживающим, когда ребенок невыносим?! Про то, что нужно контролировать себя, потому что мы старше и мудрее, что на детей такое наше поведение негативно влияет, мы и так знаем.

Но как с собой совладать? Как не сорваться на крик, жесткие приказы, угрозы и манипуляции? В любом случае хамство стоит пресекать.

Вот несколько антистрессовых установок и приемов в помощь родителям.

Используйте «Я-сообщения»: «Для меня такой тон оскорбителен», «Я запрещаю так разговаривать со мной», «Я не заслуживаю подобного обращения», «Я готова к диалогу — подбери другие выражения», «Я могу поговорить позже», «Если надумаешь извиниться — я у себя». Не стоит употреблять местоимения «твой», «твои», «ты» — фразы с ними будут звучать, как обвинения. Лучше говорить о себе и своих чувствах.

Берем паузы и заземляемся. В эмоциональном напряжении мы не решим проблему с ребенком, а только усугубим ситуацию. Нужно дать себе передышку. Помните требование учителя в школе, когда мы врывались в класс — «Выйди и зайди нормально»? Предлагаем вам действовать так же и дома.  Если вы чувствуете, что готовы сорваться, лучше выйти в другую комнату, чтобы убрать внешние раздражители, провоцирующие негатив — разбросанные в комнате вещи, агрессивное выражение лица сына или дочки, залипание чада в телефоне, несделанные уроки, громкая музыка. Подышите, представьте себе позитивные образы, выпейте воды. И успокоившись, можно будет вернуться к ребенку и высказать свои претензии.

Дыхательные упражнения. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, то пытаемся избавиться от них, выливая поток ответный злости и обиды. Самый простой способ успокоиться — это медленно и глубоко дышать. Дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Нижнее дыхание является самым продуктивным — именно так дышат новорожденные: в момент вдоха живот выступает вперед, а на выдохе подтягивается к позвоночнику.

Анализируем свое состояние. Прежде чем что-то предпринять, проведите внутренний диалог: «Что я чувствую? Какие эмоции испытываю?», «Что вызвало эти чувства?», «Что я чувствую лично к ребенку, а что — к ситуации?» Это важно различать и разводить. «Чего я хочу добиться сейчас?», «Что надо сделать и сказать вместо того, чтобы накричать и сорваться?».

Проговариваем вслух эмоции. Исследования подтверждают, что люди, различающие эмоции, способны эффективнее их регулировать и в целом лучше управлять ими. Вместо того, чтобы сказать или сделать то, о чем потом будете жалеть, просто называйте ваши чувства. Я злюсь, я расстроена, я в бешенстве, мне хочется закричать от злости…

Волшебная мантра «Это просто возраст – и это пройдет». Если в сложных ситуациях родитель спокоен и уравновешен, то подросток считывает это состояние, неосознанно воспринимая его как образец для подражания. В моменты раздражения вспоминайте, что действия и слова ребенка часто стихийны в силу возраста и отсутствия опыта самоконтроля, а нападки спровоцированы гормональной активностью. Не стоит даже допускать мысли, что ребенок специально хочет вывести вас из себя, обидеть и разозлить. Для него эта ситуация — тоже стресс, часто его «несёт» неизвестно куда, он и сам потом расстраивается и переживает. Воспринимайте это как временную трудность и издержки переходного возраста. «Это скоро пройдет» — повторяйте как мантру.

Заводим дневник самоуспокоения. Если электронный дневник ребенка вводит вас в состояние стресса, и вы устали от неприятных сюрпризов, заведите свой родительский дневник или начните с заметок в телефоне. Описывайте, что вас вывело из себя и благодаря каким действиям, мыслям и ресурсам удалось справиться со злостью, раздражением и усталостью. Как вы себя поддержали и за что можете гордиться собой. Каждый день фиксируйте в нем успехи и достижения, даже самые незначительные. Если вырвалась фраза, которой вы не довольны, перепишите ее на позитивную и скажите в следующий раз.

Описывайте свои переживания и триггеры (какие-то ситуации, факторы, предметы), которые запускают нежелательную реакцию на поведение ребенка — так вы сможете лучше отслеживать свои эмоции и чувства, называть и понимать их. Это один из самых важных навыков осознанности, сформировав который, вы уже не будете легко выходить из себя.

А еще не забывайте, что можно набрать номер 8 800 2000 122 и просто выговориться, выпустить пар в доверительном разговоре с психологом, чтобы не наломать дров и не сказать ребенку лишнее.

Подготовил психолог отделения экстренной помощи по телефону

ГАУСО СО «ЦСПСиД «Росинка»

города Первоуральска» Порина Н.В.