Игра – самый естественный способ взаимодействия с ребенком. Очень хорошо, если в семье есть традиция собираться вместе с детьми и играть в любимые игры или придумывать новые.
С помощью игры можно сплотить детей, сделать их командой, а так же научить общаться в коллективе. Это особенно актуально для подросткового возраста, когда ребята начинают испытывать потребность в единении со сверстниками. Кроме того, с помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, знакомиться и взаимодействовать, сотрудничать, двигаться и осваивать окружающее пространство, регулировать эмоциональное состояние, снимать агрессию и напряжение.
Игры на природе
3-6 лет «Палочки-выручалочки»
Для игры нужно взять 10-15 деревянных палочек или спичек. Взрослый выбирает подходящую полянку и прячет палочки в местах, где их не очень легко обнаружить. Задача детей — найти припрятанное в обозначенном районе за конкретное время, например, за 5 минут. Как только раздается сигнал, игра останавливается, и все игроки собираются вокруг взрослого. В игре побеждает участник, отыскавший наибольшее количество палочек. Во время игры ребенок знакомится с внешним миром вживую, рассматривая травку, камушки, деревья. Игра развивает внимание.
7-10 лет «Лесная арифметика»
В игре участвуют от 3 до 10-12 человек. Количество задействованных в игре деревьев должно быть больше числа участников. Задача игроков – защищать все деревья, которые участвуют в игре. Задача водящего — пометить 5 деревьев, повесив на них ленточку или веревочку. Делать это надо, когда никто не касается дерева. Водящий старается опередить игроков и повесить метку. По команде взрослого игра останавливается через 3-5 минут. Фиксируются результаты, и выбирается новый водящий. Побеждает игрок, которому удалось пометить 5 деревьев. Игра развивает ловкость, помогает обрести навыки работы в команде.
11 и старше «Запоминалки»
Игра проводится во время привала или короткого отдыха. Взрослый выбирает для игры подходящее место и просит 2-х игроков подойти к нему. Игроки встают (садятся) спинами друг к другу. За 1 минуту они должны по максимуму запомнить все, что видят вокруг себя. Поменявшись местами, они задают друг другу по 5- 10 вопросов. Например, какое дерево растет справа и ближе к полю? На нем есть сухие ветки? И т.п. За каждый правильный ответ игроку присуждается 1 балл. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов. Игра развивает наблюдательность.
Игры во дворе
3-6 лет «Лес, поле, озеро»
Игроки встают в центр игровой площадки, в разных концах которой чертятся фигуры: круг, квадрат, треугольник. Треугольник – это лес, квадрат – поле, круг – озеро. Взрослый называет зверя, птицу или любое другое животное или даже растение и быстро считает до десяти. Игроки спешат занять ту фигуру, которая, по их мнению, соответствует месту обитания названного животного или растения. Например, если назвали волка или гриб, то игроки встают в треугольник (лес), если лошадь или пшеницу — то в квадрат (поле), а если утку или кувшинку — в круг, обозначающий озеро. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Игрок, не успевший добежать до фигуры, получает штрафное очко или выбывает из игры (по договоренности). Игра тренирует навыки быстрого реагирования.
7-10 лет «В поисках клада»
Сделайте для ребенка и его друзей квест на территории дачного участка. Пусть в нем будет от 6 до 10 контрольных точек. Маршрут может быть как общим, так и индивидуальным, чтобы добавить соревновательный элемент. Дайте ребенку (команде) первую подсказку с обозначением места следующей подсказки. Последняя подсказка ведет к месту, где зарыт клад. Кладом может быть игрушка или сладости. Пример словесной подсказки: ветер, крылья, сиденье. Ответ – качели. Игра тренирует сообразительность и навыки командной игры.
11 и старше «Направление – в центр озера»
Взрослый выбирает подходящую площадку и чертит 2 круга — один в другом, примерно 6 м и 5 м в диаметре. Внутренний круг — это озеро, внешний — берег. В игре принимают участие минимум 3 человека. Игроки встают «на берегу» — внешний круг. Их задача — попасть в центр озера, где находится водящий. По команде участники игры рассчитываются по порядку и закрывают глаза. Ведущий называет игроков по номерам в произвольном порядке, и тот, кого назвали, должен приблизиться к водящему и остановиться там, где, как он считает, находится центр озера. По окончании игры участники открывают глаза. Побеждает тот, кто оказался ближе всего к центру озера. В игре развиваются память, внимание, ориентация в пространстве.
Не бойтесь импровизировать и придумывать игры, чтобы сделать время, проведенное с семьей, ярким и запоминающимся. Дайте волю своей фантазии!
Подготовил психолог отделения экстренной помощи по телефону
ГАУСО СО «ЦСПСиД «Росинка»
города Первоуральска» Порина Н.В.