Нормы развития навыков приема пищи

Нормы развития навыков приема пищи у детей.

 

Возраст 0-1 месяц

•   Ребенок сосет грудь/бутылочку;

•   Губы еще не смыкаются полностью;

•   Ребенок еще не может остановиться сам сосать;

•   Сильный поисковый рефлекс;

•   Сосет, используя первый сосательный механизм;

•   Необходимо сделать 8-12 сосательных движений, чтобы далее произошел вздох

Возраст 2 месяца

•   Ребенок сосет грудь/бутылочку;

•   Сосет, используя первый сосательный механизм, язык;

•   Увереннее смыкает губы;

•   Открывает рот, когда видит соску или бутылочку;

•   Губы активнее участвуют в процессе сосания;

•   Ребенок начинает поднимать ручки к бутылочке/груди

Возраст 3 месяца

•   Ребенок сосет грудь/бутылочку;

•   Сосет, используя первый сосательный механизм, язык;

•   Расширяются дыхательные пути, ребенок способен уверенно дышать во время сосания;

•   Начинает смыкать руки на середине тела;

•   Тянет предметы и руки в рот, правда быстро их выпускает;

•   Сосет и лижет предметы и руки;

•   Хорошо контролирует голову, чтобы играть с предметами в полу-сидячем положении

Возраст 4 месяца

•   Губы начинают двигаться независимо друг от друга;

•   Может надувать пузыри из слюны;

•   Принимает куски твердой пищи во рту;

•   Может проглотить еду, которая попадает в рот;

•   Прекращает кушать, если его отвлекают;

•   Проявляет интерес к разным игрушкам и соске

Возраст 5 месяцев

•   Ребенок сосет грудь/бутылочку;

•   Может сосать хлеб или печенье, которое дали в руку;

•   Может уже глотать больше еды, которая попадает в рот, когда мусолит куски еды;

•   Все еще сосет еду, которую мусолит во рту;

•   Не контролирует еду во рту и теряет ее;

•   Новые консистенции могут вызвать рвотный рефлекс;

•   Удерживает уверенно соску во рту;

•   Язык начинает двигаться вверх-вниз

•   Начинает учиться пить воду из поильника;

•   Может сам держать свою бутылочку

Возраст 6 месяцев

•   Ярко-выражены новые возможности движений: язык и нижняя челюсть двигаются скоординировано;

•   Ребенок сосет, используя 1 и 2 сосательный механизм;

•   Язык выталкивает еду наружу, активен рефлекс кляпа;

•   Начинают резаться зубы;

•   Окончательно интегрируются поисковый и кусательный рефлексы, рвотный не так интенсивен;

•   Может долгое время держать губы вместе;

•   Начинает пару раз совершать жевательные движения кусков еды

Возраст 7-9 месяцев

•   Стабильное положение тела сидя позволяет ребенку развивать независимые друг от друга движения языком и нижней челюстью;

•   Хорошо скоординированы движения губ, языка и нижней челюсти;

•   Рвотный рефлекс все еще активно срабатывает на твердую, липкую пищу, или ложку, которая оказалась глубоко во рту;

•   Может пить жидкость из чашки, нижняя губа хорошо удерживает нижний край;

•   Ребенок сам удерживает стакан, может подносить его ко рту и убирать;

•   Производит жевательные движения боковыми поверхностями;

•   Язык производит боковые движения;

•   Ребенок начинает играть с едой, активно пробует грызть твердые кусочки хлеба или овощей

Возраст 10-12 месяцев

•   Ребенок начинает самостоятельно кушать руками и пальцами;

•   Координация движений губ, языка и челюстей развита полноценно;

•   Уверенно пьет из кружки;

•   Уверенно обхватывает губами ложку и захватывает с нее еду;

•   Охотно откусывает кусочки от печенья или овощей, фруктов;

•   Полноценно жует: движения вверх-вниз, по диагонали, сворачивающиеся;

•   Ребенок показывает вкусовые предпочтения;

•   Без трудностей может сидеть в своем стульчике во время кормления

Возраст 13-18 месяцев

•   Ребенок начинает кушать и издавать звуки одновременно;

•   Может кушать любые консистенции и текстуры;

•   Язык завершает формирование боковых движений;

•   Начинает пить из трубочки;

•   Стремится сам кушать ложкой

Возраст 19-24 месяца

•   Ребенок может уверенно глотать с сомкнутыми губами;

•   Движения языком вверх-вниз теперь достигают своего идеального состояния;

•   Может пить и держать стакан одной рукой;

•   Ребенок уверенно жует полноценными движениями челюсти;

•   Почти полностью кушает самостоятельно

Возраст 24-36 месяцев

•   Ребенок уверенно жует полноценными движениями челюсти;

•   Держит при этом рот закрытым;

•   Не проливает, когда пьет из стакана;

•   Управляет ложкой движениями пальцев;

•   Пользуется вилкой;

•   Кушает самостоятельно

Возраст 3-6 лет

•   Активно принимает участие в сервировке еды;

•   Понимает различие между «взрослой» и «детской» едой;

•   Стремится к индивидуализации и настаивает на своей тарелке и своей еде;

•   Осознанно экспериментирует с едой и манерами за столом;

•   Хорошо понимает, что любит и что не любит

 

Если вы заметили, что ваш ребенок отстает от возрастных норм, если знакомство с новыми блюдами постоянно вызывает у ребёнка сильный стресс, если ребёнок год за годом ест одно и то же, отказываясь от новых (или просто «чужих» блюд), есть смысл обратиться к специалисту.

Нормы развития навыков приема пищи (.pdf 2.97 MB) (размещен: 08.11.2023)

 

Специалист в области нарушения пищевого поведения отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Немытова Анастасия Андреевна

т. 8(3439)66-62-25