Нормы развития навыков приема пищи у детей.
Возраст 0-1 месяц
• Ребенок сосет грудь/бутылочку;
• Губы еще не смыкаются полностью;
• Ребенок еще не может остановиться сам сосать;
• Сильный поисковый рефлекс;
• Сосет, используя первый сосательный механизм;
• Необходимо сделать 8-12 сосательных движений, чтобы далее произошел вздох
Возраст 2 месяца
• Ребенок сосет грудь/бутылочку;
• Сосет, используя первый сосательный механизм, язык;
• Увереннее смыкает губы;
• Открывает рот, когда видит соску или бутылочку;
• Губы активнее участвуют в процессе сосания;
• Ребенок начинает поднимать ручки к бутылочке/груди
Возраст 3 месяца
• Ребенок сосет грудь/бутылочку;
• Сосет, используя первый сосательный механизм, язык;
• Расширяются дыхательные пути, ребенок способен уверенно дышать во время сосания;
• Начинает смыкать руки на середине тела;
• Тянет предметы и руки в рот, правда быстро их выпускает;
• Сосет и лижет предметы и руки;
• Хорошо контролирует голову, чтобы играть с предметами в полу-сидячем положении
Возраст 4 месяца
• Губы начинают двигаться независимо друг от друга;
• Может надувать пузыри из слюны;
• Принимает куски твердой пищи во рту;
• Может проглотить еду, которая попадает в рот;
• Прекращает кушать, если его отвлекают;
• Проявляет интерес к разным игрушкам и соске
Возраст 5 месяцев
• Ребенок сосет грудь/бутылочку;
• Может сосать хлеб или печенье, которое дали в руку;
• Может уже глотать больше еды, которая попадает в рот, когда мусолит куски еды;
• Все еще сосет еду, которую мусолит во рту;
• Не контролирует еду во рту и теряет ее;
• Новые консистенции могут вызвать рвотный рефлекс;
• Удерживает уверенно соску во рту;
• Язык начинает двигаться вверх-вниз
• Начинает учиться пить воду из поильника;
• Может сам держать свою бутылочку
Возраст 6 месяцев
• Ярко-выражены новые возможности движений: язык и нижняя челюсть двигаются скоординировано;
• Ребенок сосет, используя 1 и 2 сосательный механизм;
• Язык выталкивает еду наружу, активен рефлекс кляпа;
• Начинают резаться зубы;
• Окончательно интегрируются поисковый и кусательный рефлексы, рвотный не так интенсивен;
• Может долгое время держать губы вместе;
• Начинает пару раз совершать жевательные движения кусков еды
Возраст 7-9 месяцев
• Стабильное положение тела сидя позволяет ребенку развивать независимые друг от друга движения языком и нижней челюстью;
• Хорошо скоординированы движения губ, языка и нижней челюсти;
• Рвотный рефлекс все еще активно срабатывает на твердую, липкую пищу, или ложку, которая оказалась глубоко во рту;
• Может пить жидкость из чашки, нижняя губа хорошо удерживает нижний край;
• Ребенок сам удерживает стакан, может подносить его ко рту и убирать;
• Производит жевательные движения боковыми поверхностями;
• Язык производит боковые движения;
• Ребенок начинает играть с едой, активно пробует грызть твердые кусочки хлеба или овощей
Возраст 10-12 месяцев
• Ребенок начинает самостоятельно кушать руками и пальцами;
• Координация движений губ, языка и челюстей развита полноценно;
• Уверенно пьет из кружки;
• Уверенно обхватывает губами ложку и захватывает с нее еду;
• Охотно откусывает кусочки от печенья или овощей, фруктов;
• Полноценно жует: движения вверх-вниз, по диагонали, сворачивающиеся;
• Ребенок показывает вкусовые предпочтения;
• Без трудностей может сидеть в своем стульчике во время кормления
Возраст 13-18 месяцев
• Ребенок начинает кушать и издавать звуки одновременно;
• Может кушать любые консистенции и текстуры;
• Язык завершает формирование боковых движений;
• Начинает пить из трубочки;
• Стремится сам кушать ложкой
Возраст 19-24 месяца
• Ребенок может уверенно глотать с сомкнутыми губами;
• Движения языком вверх-вниз теперь достигают своего идеального состояния;
• Может пить и держать стакан одной рукой;
• Ребенок уверенно жует полноценными движениями челюсти;
• Почти полностью кушает самостоятельно
Возраст 24-36 месяцев
• Ребенок уверенно жует полноценными движениями челюсти;
• Держит при этом рот закрытым;
• Не проливает, когда пьет из стакана;
• Управляет ложкой движениями пальцев;
• Пользуется вилкой;
• Кушает самостоятельно
Возраст 3-6 лет
• Активно принимает участие в сервировке еды;
• Понимает различие между «взрослой» и «детской» едой;
• Стремится к индивидуализации и настаивает на своей тарелке и своей еде;
• Осознанно экспериментирует с едой и манерами за столом;
• Хорошо понимает, что любит и что не любит
Если вы заметили, что ваш ребенок отстает от возрастных норм, если знакомство с новыми блюдами постоянно вызывает у ребёнка сильный стресс, если ребёнок год за годом ест одно и то же, отказываясь от новых (или просто «чужих» блюд), есть смысл обратиться к специалисту.
Нормы развития навыков приема пищи (.pdf 2.97 MB) (размещен: 08.11.2023)
Специалист в области нарушения пищевого поведения отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Немытова Анастасия Андреевна
т. 8(3439)66-62-25